ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ
Вместе с развитием онкологии, разработкой новых методов лечения увеличиваются риски возникновения нежелательных эффектов в ходе терапии. Так, в результате применения радиотерапии, представляющей один из основных методов лечения злокачественных новообразований различных локализаций, возможно развитие радиодерматита – нежелательного побочного эффекта, проявляющегося на кожных покровах непосредственно в зоне облучения или вблизи нее. Формы клинических проявлений различны от стадии к стадии и оказывают неблагоприятное влияние на готовность пациентов к проведению лечения, его продолжению, появление опасений в отношении возникновения эстетических дефектов кожных покровов. Кроме того, развитие радиодерматита до запущенных стадий влечет за собой риски инфекционных осложнений данной области. Одна из задач радиотерапевтов – борьба с радиоиндуцированным дерматитом и поиск средств, направленных на его профилактику и лечение. В настоящем исследовании оценено влияние некоторых средств и их компонентов на клинические проявления радиодерматита, возникающего при проведении лучевой терапии.
Введение. Гранулоцитарные колониестимулирующие факторы (Г-КСФ) используются в онкологической практике для профилактики фебрильной нейтропении, вызванной цитотоксической химиотерапией. Несмотря на доказанную безопасность применения Г-КСФ в рамках рандомизированных клинических исследований и в условиях реальной клинической практики, у клиницистов возникают вопросы относительно переносимости данной группы препаратов.
Цель исследования – продемонстрировать профиль безопасности пролонгированного Г-КСФ российского производства, который применялся для профилактики фебрильной нейтропении и сохранения дозоинтенсивности лекарственной терапии у пациентов с различными солидными опухолями, получавшими химиотерапию в Архангельском клиническом онкологическом диспансере.
Материалы и методы. В ретроспективный анализ включены пациенты с подтвержденным диагнозом злокачественного новообразования, получавшие различные схемы химиотерапии, которым требовалось включение Г-КСФ. Для первичной профилактики фебрильной нейтропении пациентам назначали препарат эмпэгфилграстим (Экстимия®) в дозе 7,5 мг подкожно однократно на курс химиотерапии.
Результаты. Проанализированы данные 151 пациента за период с июля 2021 г. по апрель 2023 г. Средний возраст составил 57 (28–75) лет. В группу пожилых пациентов (>65 лет) вошли 38 (25 %) больных. Большинство пациентов имели диагноз рака молочной железы (56 (37 %)) и рака желудка (37 (25 %)). Число инъекций эмпэгфилграстима за весь период наблюдения составило 773. Нежелательные реакции, связанные с использованием препарата, зарегистрированы у 13 (8,6 %) пациентов, наиболее частой из которых был лейкоцитоз I–II степени тяжести по классификации CTCAE v.5. У 1 пациента развилась серьезная нежелательная реакция – нейтропения IV степени тяжести по классификации CTCAE v.5. Отдельно проанализирована подгруппа из 9 пациентов с метастатическим раком поджелудочной железы, получавших терапию в режиме FOLFIRINOX, для оценки относительной дозоинтенсивности проведенных курсов химиотерапии. Среднее число курсов составило 8 (5–12). Всего у 9 пациентов проведено 69 циклов химиотерапии, медиана 7,5 (2–13). Относительная дозоинтенсивность проведенных курсов составила 83,71 ± 19,33.
Заключение. Эмпэгфилграстим показал благоприятный профиль безопасности и переносимости у пациентов с различными солидными опухолями в реальной клинической практике, в том числе в высокотоксичном режиме FOLFIRINOX.
ОБЗОРНЫЕ СТАТЬИ
У пациентов со злокачественными новообразованиями частота возникновения симптомных венозных тромбоэмболических осложнений (ВТЭО) в 4–7 раз выше, чем в общей популяции. Наличие отдаленных метастазов при солидных опухолях повышает риск венозных тромбозов. Наиболее часто ВТЭО развиваются при раке поджелудочной железы и раке желудка. Химиотерапия увеличивает риск развития ВТЭО. Для их лечения при проведении химиотерапии используют низкомолекулярные гепарины и прямые оральные антикоагулянты. Перед началом химиотерапии необходимо оценить риск развития ВТЭО, используя шкалу Khorana. Амбулаторным пациентам с раком высокого риска (сумма баллов по шкале Khorana ≥3 до начала нового режима системной химиотерапии) может быть назначена профилактика ВТЭО.
Нейропатический компонент боли встречается у каждого 2-го пациента с болевым синдромом на фоне злокачественного образования. Выявление нейропатического компонента болевого синдрома имеет решающее значение для подбора эффективной аналгезии.
В настоящем обзоре представлен алгоритм применения обновленной системы оценки нейропатического компонента боли для онкологических пациентов.
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2008 г. выявлено 12,6 млн новых случаев онкологических заболеваний. В 2022 г. эта цифра составила уже 18,1 млн случаев, а в 2040 г. прогнозируется ее увеличение до 26 млн. Хроническая боль, согласно Международной ассоциации по изучению боли, определяется как боль, сохраняющаяся или рецидивирующая в течение 3 мес. Аналогичная дефиниция приводится в Международной классификации болезней 11-го пересмотра, впервые включившей хроническую боль как самостоятельную категорию с отдельным шифром MG30.
Распространенность болевого синдрома при запущенной терминальной или метастатической стадии опухоли составляет 64 %, на фоне противоопухолевой терапии – 59 %, после успешного лечения – 33 %. Однако побочные явления при применении опиоидов значительно ухудшают качество жизни пациентов. Новый тип пептидных препаратов позволяет уменьшить токсические проявления лекарственной противоболевой терапии.
Сопроводительная терапия (СТ) жизненно важна для онкологических пациентов, так как помогает справляться с осложнениями, вызванными как раком, так и противоопухолевой терапией. К таким осложнениям относятся анемия, фебрильная нейтропения, тошнота и хронический болевой синдром. Проблема заключается в том, что многие пациенты не получают СТ в достаточном объеме, что связано с нехваткой клинических рекомендаций и нормативных актов. На сегодняшний день утверждены клинические рекомендации только для анемии, тогда как для других осложнений их нет. Основные препятствия – отсутствие нормативного финансирования СТ и невозможность получения препаратов амбулаторно. В рамках системы клинико-статистических групп заболеваний также возникают сложности с оплатой лечения. Низкие коэффициенты затрат и невозможность совмещения оплаты СТ с основной терапией ограничивают ее доступность. Для решения проблем необходимо разработать отдельные клинические рекомендации по СТ, пересмотреть тарифы клинико-статистических групп заболеваний и увеличить коэффициенты сложности лечения для более широкого охвата препаратов.
ISSN 3034-3178 (Online)